Каким образом составляют школьное расписание

Как составляют расписание занятий в школе?

Расписание - ключевой момент в работе педагогического коллектива и учащихся. От того, насколько верно оно составлено, зависит работоспособность всех участников учебного процесса и общая эффективность проводимых занятий. Составление расписания входит в функциональные обязанности завуча по учебной работе.

Какие факторы влияют на составление расписания школьных занятий

Прежде чем приступить к составлению расписания, завуч подсчитывает общее число аудиторных часов за учебное полугодие. Затем начинается подсчет нагрузки, исходя из ранга предмета: чем больше усилий требуется на его освоение, тем выше ранг. Следовательно, максимально высокими рангами обладают математические дисциплины и русский язык. Далее по нисходящей за ними следуют иностранный язык, химия и физика, история, литература, география, физическое воспитание, трудовое обучение, черчение, рисование и музыка.

При распределении уроков по дням недели учитывают особенности физиологического ритма учащихся: самый высокий уровень нагрузки приходится на середину недели, минимальный - на начало и конец. Учащиеся начальной школы, независимо от учебной смены, начинают активизироваться к концу первого урока. Поэтому предметы, требующие высокой концентрации и умственных усилий, им ставят со 2 по 3 уроки. У детей постарше наблюдается незначительное смещение на 1 урок - "нагруженные" предметы ставят на 3-4 уроки.

Правильность составления расписания занятий заключается в том, что предметы с разным уровнем умственной нагрузки чередуются так, чтобы учащиеся успевали восстановиться для полноценной работы. В начальных классах не рекомендуется ставить занятия по физической культуре перед предметами типа математики или русского языка: дети приходят в возбужденном состоянии и не могут сосредоточиться на выполнении сложных задач.

Учебное расписание - 1 из вариантов управления процессом обучения. Современные технические возможности позволяют составлять его при помощи компьютерных программ, которые учитывают ранги предметов по уровню сложности и отведенное для их изучения количество часов.